Tkinter. Обработка событий и настройка окна

Графический интерфейс – необходимый компонент любого современного приложения. Он значительно облегчает использование программы, управление ее настройками и выполнение любых других действий. Существует несколько библиотек, позволяющих на практике реализовывать работу графического интерфейса в Python. Но самой простой, безусловно, является Tkinter. Она позволяет создавать окна и добавлять на них привычные каждому графические элементы: надписи, кнопки. Поскольку Tkinter – свободное ПО, то эта библиотека регулярно обновляется и дополняется. Это позволяет ее использовать по максимуму. Сегодня мы более подробно поговорим об окне в этой оболочке. В том числе, о том, как осуществлять его настройку и обработку событий. 

Как обрабатывать события с мыши и клавиатуры?

Любое приложение с графическим интерфейсом может реагировать на события. Без этого никуда. Именно от него зависит возможность вообще взаимодействовать с окном приложения. 

Что такое событие? Это функция, которая выполняется каждый раз, когда выполняется определенное действие или появляется определенное условие, связанное с графическим интерфейсом. 

С событиями сталкивался каждый пользователь, когда нажимал клавиши на клавиатуре или выполнял клик мышью по элементам. Например, параметр command – это типичный обработчик событий виджета Button. После того, как кнопка будет нажата, выполняется функция, которая прописывается в том параметре. 

Чтобы вызывать некоторые события, никаких действий человек и не требуется. Примером такого служит изменение фокуса ввода.

Как проверить, привязано ли конкретное событие к элементу окна? Для этого необходимо использовать функцию bind. Приведем пример, который демонстрирует, как осуществляется привязка событий мыши к Frame.

import tkinter as tk

class App(tk.Tk):

    def __init__(self):

        super().__init__()

        frame = tk.Frame(self, bg=”green”,

                         height=100, width=100)

        frame.bind(“<Button-1>”, self.print_event)

        frame.bind(“<Double-Button-1>”, self.print_event)

        frame.bind(“<ButtonRelease-1>”, self.print_event)

        frame.bind(“<B1-Motion>”, self.print_event)

        frame.bind(“<Enter>”, self.print_event)

        frame.bind(“<Leave>”, self.print_event)

        frame.pack(padx=50, pady=50)

    def print_event(self, event):

        position = “(x={}, y={})”.format(event.x, event.y)

        print(event.type, “event”, position)

if __name__ == “__main__”:

    app = App()

    app.mainloop()

Обработка событий осуществляется с помощью метода print_event(), который определяет расположение курсора в консоли и тип события, а далее выводит соответствующие данные в консоль. Если вы попробуете выполнить этот код и пошевелить зеленый квадрат с помощью мыши, то увидите, что в консоли будет регулярно появляться информация о том, что это за событие.

Приведем еще один пример. Он продемонстрирует, как работает программа с одним полем ввода и несколькими привязками. Первая из них активируется, на текстовое поле переходит фокус, а второе – если нажимается кнопка.

import tkinter as tk

class App(tk.Tk):

    def __init__(self):

        super().__init__()

        entry = tk.Entry(self)

        entry.bind(“<FocusIn>”, self.print_type)

        entry.bind(“<Key>”, self.print_key)

        entry.pack(padx=20, pady=20)

    def print_type(self, event):

        print(event.type)

    def print_key(self, event):

        args = event.keysym, event.keycode, event.char

        print(“Знак: {}, Код: {}, Символ: {}”.format(*args))

if __name__ == “__main__”:

    app = App()

    app.mainloop()

Сначала в приложении активируется событие FocusIn, которое срабатывает на появление фокуса в поле ввода.

В том числе, события активируются и с непечатаемыми символами типа клавиш стрелок или кнопки Backspace.

Отслеживание событий: принцип работы

Метод bind, который используется для отслеживания событий, используется с тремя аргументами:

  1. Событие, которое должно отслеживаться.
  2. Функция, которая выполняется при активации события.
  3. Строка Add, использование которой – необязательно.

Первый аргумент должен содержать событие формата <modifier-type-detail>.

Модификаторы также использовать необязательно. С их помощью можно задать дополнительные особенности события типа нажатия вспомогательных кнопок, двойного, тройного осуществления события и так далее.

Приведем их подробный перечень.

  • Shift – при нажатии клавиши Shift вместе с событием, которое происходит.
  • Alt – задает срабатывание события при условии, что одновременно с ним нажата клавиша Alt.
  • Control – если нажимается кнопка Control на клавиатуре.
  • Lock – при нажатии клавиши Lock на клавиатуре.
  • Shift – если в момент активации события одновременно нажимается кнопка Shift.
  • Double – двойная активация события.
  • Triple – тройная активация события

События могут быть следующих типов:

  • ButtonPress или Button – это те события, активация которых осуществляется, когда человек нажимает кнопку мыши.
  • ButtonRelease – аналогичное, на первый взгляд, предыдущему событие за тем лишь исключением, что его обработка осуществляется не в момент нажатия кнопки, а в момент, когда пользователь отпускает кнопку мыши. Разницу между ними можно заметить, лишь если понаблюдать за каждым из вариантов. Если используется только один из этих обработчиков, то разницу можно будет и не заметить.
  • Enter – событие, которое активируется при перемещении курсора мыши на виджет.
  • Leave – событие, обратное предыдущему. Активируется, если мышь покидает границы элемента.
  • FocusIn – событие, активация которого происходит при попадании фокуса ввода в текстовое поле.
  • FocusOut – аналогично предыдущим, это обратное по значению событие. Оно активируется, когда фокус исчезает из поля ввода.
  • KeyPress или Key – событие для нажатия кнопки.
  • KeyRelease – событие для отпущенной кнопки.
  • Motion – событие при перемещении мыши.

Еще параметр – это detail. Его использование необязательно. С его помощью можно конкретизировать событие. Допустим, человек кликнул левой кнопкой мыши, и получил результат. И щелкнул правой кнопкой. И также получил результат. А что, если нам надо сделать так, чтобы обработчик события вызывался исключительно при нажатии правой кнопки мыши? В этом случае необходимо передать этому параметру значение 3.

Кстати, можно также настроить отдельные обработчики событий для левой и средней кнопок. Для этого необходимо использовать значения 1 и 2 соответственно.

Если необходимо передать параметры события, то также используется функция callback. Ее работу также проще всего продемонстрировать для событий мыши.

Так, чтобы передать текущее положение мыши в пикселях, необходимо использовать атрибуты x и y, которые обозначают горизонтальную и вертикальную оси соответственно.

Также можно поставить координаты относительно верхнего левого угла экрана. Для этого используются x_root и y_root. Если же необходимо получить номер кнопки мыши, которая была нажата, используется атрибут num. Числа указаны выше.
Хорошо, а как нам получить параметры события, связанного с клавиатурой. Для этого используются такие атрибуты:

  • char. Это та клавиша, которая была нажата, которая передается в строчном формате. 
  • keysym. Это нажатая пользователем клавиша, которая передается в виде символа, изображенном на самой клавише.
  • keycode. Это код, соответствующий клавише, которая была нажата. 

Независимо от того, какого типа событие в вашем случае, у него есть атрибут widget, который делает отсылку к тому элементу, который сгенерировал событие, а также type, определяющий тип события.

Если используется функция callback, то рекомендуется всегда определять для нее метод. Дело в том, что ссылка на объект будет всегда, и через нее очень легко будет получить доступ к необходимому атрибуту элемента.

Параметр add может содержать пустую строку типа “”, чтобы заменить функцию callback при условии, что перед этим была привязка. Также можно использовать знак +, чтобы добавить функцию обратного вызова и сохранить старые.

Кроме приведенных выше типов событий есть и другие. Но они заслуживают отдельного рассмотрения. Приведем пару примеров для наглядности:

  1. <Destroy>. Это событие означает уничтожение элемента.
  2. <Configure>. А это используется, если надо изменить размер или положение определенного элемента. 

Чтобы ознакомиться с полным перечнем событий, необходимо изучить документацию Tcl/Tk.

Как настроить иконки, названия и размер основного окна

Основное отличие Tk от всех остальных виджетов в том, как осуществляется его настройка. Например, можно настроить иконку, используя метод iconbitmap(), в качестве аргумента которого использовать ссылку на .ico файл. Он должен располагаться в той же папке, что и скрипт. 

Кроме замены иконок, можно также осуществлять настройку названия окна. Для этого используется метод title(), в качестве аргумента которого указывается сам заголовок, оформленный в виде строки.

Ну и, наконец,  третий метод, с помощью которого мы можем задать размеры окна, является одновременно самым сложным из всех перечисленных выше.  Называется он geometry() и принимает один аргумент в виде строки. Но чтобы метод работал, он должен соответствовать шаблону {width}x{height}+{of set_x}+{of set_y}

Все мы знаем, что в любой программе количество окон может быть больше, чем одно. В этом случае необходимо подключить класс Toplevel и обратиться к нему, чтобы получить все требуемые для их управления методы. 

А чтобы перевести программу в полноэкранный режим, вместо метода  geometry() используется state(“zoomed”). Обратите внимание, что состояние должно быть указано именно, как zoomed.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

девятнадцать − один =

ehhu.ru w0o.ru 4-man.ru Adblock
detector