Даты добавляются в любой бизнес-отчет, будь это бухгалтерский документ или таблица другого характера. Для быстрого изучения информации необходимо сортировать строки и столбцы. Благодаря инструментам сортировки пользователи могут увидеть нужную информацию в большой базе данных, не прокручивая ее и не просматривая каждую строку. Экономия времени – серьезная причина изучить сортировку и фильтрацию по датам Microsoft Excel. Выясним, как правильно работать с сортировочными инструментами и типами фильтрации.
Сортировка с одним условием (по возрастанию/убыванию)
Этот метод сортировки по дате – самый простой. Для него требуются только опции панели инструментов. Составим таблицу, где важную роль играют даты. Следует указать полное обозначение – день, месяц и год. Сортировка с наибольшей вероятностью сработает правильно, если информация указана в таком формате.
- Выбираем одну из заполненных ячеек и переходим на вкладку «Главная». Справа вверху появится кнопка «Сортировка и фильтр» – нажмите ее, чтобы открыть меню.
- В появившемся списке есть два пункта сортировки по датам. Строки можно разместить в порядке от старых к новым или от новых к старым. Представим, что нам требуется порядок от ранних дат к поздним. Выбираем пункт «От старых к новым».
- Теперь даты в таблице расположены в порядке от 2017-го года до 2019-го года.
- Попробуем поставить записи в обратном порядке. Снова выбираем любую ячейку из диапазона и запускаем «Сортировку от новых к старым» из опций сортировки. Строки меняются местами – сейчас объемы продаж за 2019 год находятся выше.
Сортировка с несколькими условиями (по годам/месяцам/дням)
В некоторых таблицах необходимо рассортировать данные по дате, но не целиком, а по отдельным дням. Например, годы в результате должны идти по возрастанию, а некоторые месяцы и дни – по убыванию. С помощью функций Excel можно рассортировать данные в таком порядке, не затрачивая слишком много времени на перемещение строк вручную. Воспользуемся функцией настраиваемой сортировки.
Обратите внимание! Чтобы расположить информацию в соответствии со сложными условиями сортировки, необходимо вынести годы, месяцы и дни в отдельные столбцы. Приходится так поступать, потому что настраиваемый сортировщик учитывает заголовки столбцов как критерии. Пример деления даты на компоненты перед сложной сортировкой:
- Нужно выбрать любую ячейку в таблице и открыть меню сортировки на вкладке «Данные». Кликаем по пункту «Настраиваемая сортировка» — откроется диалоговое окно.
- Проверяем, что в графе «Мои данные содержит заголовки» стоит галочка. Эта опция исключает шапку таблицы из сортировки и помогает предотвратить ошибки. Далее заполним первый уровень сортировки: согласно условиям, нужно выбрать столбец «Год» и порядок «По возрастанию».
- Нажимаем кнопку «Добавить уровень», чтобы установить сортировку по дополнительным условиям. В итоге диалоговое окно должно содержать три уровня для годов, месяцев и дней. Выбираем в списках нужные значения и нажимаем «ОК».
- Строки встали в нужном порядке. Дни и месяцы идут по убыванию в рамках года, потому что сортировка по годам была первична. Об этом говорят надписи «Затем» на уровнях настраиваемой сортировки, относящихся к месяцам и дням.
Сортировка по столбцам в таблицах с датами невозможна. Программа блокирует эту опцию в разделе «Параметры» диалогового окна настраиваемой сортировки.
Автоматический или настаиваемый фильтр по дате
Microsoft Excel способен не только сортировать данные по присвоенным им датам, но и фильтровать строки по годам, дням и месяцам. Выясним, как правильно пользоваться автоматическими фильтрами по дате.
- Форматируем диапазон ячеек с помощью опции «Форматировать как таблицу». Эта кнопка находится на вкладке «Главная», нужно нажать ее после выделения таблицы. Выбираем любой стиль из меню и жмем «ОК» в диалоговом окне – ячейки окрасятся в указанные цвета, а в шапке появятся кнопки для настройки фильтров.
- Нажимаем кнопку со стрелкой в столбце с датами. Программа уже считала формат данных, поэтому в меню находятся фильтры по дате.
- Выбираем любой фильтр для проверки. К примеру, в таблице есть данные за 2020-й год, поэтому выберем опцию «В прошлом году». Кликаем по этому пункту списка.
- На странице остается одна строка, соответствующая условиям. Количество данных может быть любым, если это соотносится с выбранным фильтром.
- Воспользуемся более сложным фильтром. В конце списка есть пункт «Настраиваемый фильтр» — кликните по нему, чтобы задать условия. Необходимо выбрать тип фильтрации и указать рамки значений.
- Все строки, кроме оказавшихся в диапазоне значений фильтра, исчезают с экрана.
Как убрать фильтры с таблицы
Отменять действия – не лучший вариант, это может привести к потере важных изменений. Для отключения фильтров и сортировочных инструментов стоит пользоваться теми же инструментами. Взглянем на предыдущую отфильтрованную таблицу и попробуем удалить из нее фильтр. Нажмите кнопку с воронкой в заголовке столбца. В списке находится пункт «Удалить фильтр с <название>». Кликните по нему, и фильтрация будет отменена – исчезнувшие ячейки вернутся на лист.
Если таблица отформатирована, можно убрать из нее кнопки для настройки фильтров:
- Выберите любую ячейку в диапазоне и откройте меню «Сортировка и фильтр» на вкладке «Главная».
- Кликните по пункту «Фильтр» – он подсвечен оранжевым.
Кнопки со стрелками пропадут, но останется цветовая тема. Заменить ее можно через раздел «Форматировать как таблицу». Меню фильтров не появится снова после применения новых настроек.
Заключение
Сортировка таблиц Microsoft Excel по годам, месяцам и дням проводится в простом и усложненном формате. Второй вариант хорош тем, что строки можно поставить в нужном порядке, и инструмент будет ориентироваться на несколько условий. Стоит также помнить о фильтрах для ячеек в формате «Дата». Фильтрация позволяет увидеть данные в нужном пользователю временном диапазоне.