Основы работы с модулями классов

Макросы – это полноценная программа, просто она выполняется на базе другого приложения. Следовательно, все принципы программирования соблюдаются. А все языки программирования разделяются на две категории: процедурные и объектно-ориентированные.

Макросы разрабатываются на базе языка VBA, который является скорее процедурным с возможностью обращения к отдельным объектам. Недостатком такого подхода есть то, что одна процедура не связана тесно с другой. 

Объектно-ориентированный подход имеет некоторые принципиальные отличия от процедурного. Сейчас этот тип программирования является наиболее популярным. Поэтому его нужно рассмотреть более детально применительно к макросам Excel.

Общие сведения и определения

Все подпрограммы, которые есть в объектно-ориентированном программировании, тесно связаны между собой. Основное понятие, которое нужно знать на этом этапе – это класс.

Под классом подразумевается тот тип данных, в котором приводится описание структуры объекта. Все программы, написанные с помощью объектно-ориентированных языков, основываются на объектах. В случае с Excel такими служат формы, лист, книги, диаграммы и другие. Класс может объединять в себя целую кучу объектов, каждый из которых является своеобразной его копией с некоторыми доработками.

Выражаясь проще, класс – это шаблон, по которому генерируется объект.

Структура класса:

  1. Поле. Это такой элемент класса, в котором непосредственно содержатся данные.
  2. Свойство. Это составная часть класса, в которой также хранятся данные, которые в дальнейшем могут быть обработаны.
  3. Метод. По сути та же процедура или функция, просто в рамках класса. Методы – одно из главных понятий любого объектно-ориентированного языка программирования. 
  4. Событие. Это ситуация, при которой активируется метод. Это может быть изменение содержимого ячеек или выполнение другого метода. 

VBA не является полноценным объектно-ориентированным языком программирования, поскольку в нем есть только два принципа:

  1. Абстракция. С помощью этого метода можно создать объект, который больше всего напоминает некомпьютерный. Например, можно создать объект «собака», в котором будут такие свойства, как «количество ушей», «длина шерсти» и другие. 
  2. Инкапсуляция. Она дает возможность спрятать класс от других процедур, которые не используют его в своей работе. Но этот принцип допускает использование отдельных свойств класса другими процедурами, если это требуется. 

Как создать класс в VBA

Переходим к практическим аспектам использования классов в языке программирования VBA. Чтобы создать класс, в редакторе нужно нажать на пункт «Class Module», который можно найти в меню «Insert». Далее нужно классу дать определенное имя. Это можно сделать только одним способом – изменить имя, сгенерированное автоматически.

VBA предусматривает возможность спрятать класс от другой книги, если она ссылается на эту. За эту возможность отвечает свойство Instancing. Если его значение выставлено на Private, то этот класс будет обнаруживаться только той книгой, в которой макрос открыт. Если такой макрос открыт на нескольких документах, то класс будет доступен только той книге, к которой он привязан. Если же установить параметр PublicNotCreateable, то класс будет обнаруживаться в том случае, если он создан в книге, но все равно не будет доступен для других книг. 

Способы создания экземпляра класса

Итак, под классом подразумевается описание объекта, но не сам объект. Чтобы на основе класса его создать, необходимо воспользоваться одним из доступных способов. 

Способ №1

Вот строка кода, которая демонстрирует первый способ создания объекта на основе существующего класса.

Private Sub TestClass()  

Dim cl As ExampleClass   

Set cl = New ExampleClass End Sub 

Способ №2

Dim cl As ExampleClass   

Private Sub TestClass()   

Set cl = New ExampleClass End Sub 

В этом случае объявление класса осуществляется за пределами процедуры, поэтому работа с ним возможна со всех имеющихся внутри модуля процедур. Если же заменить оператор Dim на Public, то объект будет доступен любой процедуре, которая выполняется в рамках проекта при условии, что объявление осуществляется за пределами объектного модуля.

Способ №3

Dim cl WithEvents As ExampleClass   

Private Sub TestClass()   

Set cl = New ExampleClass End Sub

В данном примере объект создается с событиями, и только в связи с ними они становятся доступными. Этот метод имеет ограниченную сферу использования, его можно применять лишь в рамках объектного модуля (например, листа или книги).

Способ №4

Private Sub TestClass()   

Dim cl As New ExampleClass   

End Sub

Этот метод не является самым популярным, и многие про него вообще не знают. В этом случае создание объекта осуществляется через переменную cl. Этот метод несколько хуже, потому что сначала лучше выделить память под определенную переменную, и только потом создавать объект, который будет встроен в эту переменную.

Как удалить экземпляр класса?

Хорошая привычка – очистить выделенную память, если этот объект уже не нужен. Это позволит значительно увеличить быстродействие макроса. Особенно это важно, если он будет использоваться на слабом компьютере. 

Чтобы это сделать, нужно воспользоваться следующей строкой кода.

Set cl = Nothing

Конечно, современные версии офисных пакетов (равно как и компьютеры) устроены так, что если проигнорировать эту рекомендацию и не удалять класс, то ничего страшного не случится. Тем не менее, настоятельно рекомендуется это делать на случай, если придется запускать макрос на слабом компьютере (особенно сейчас, когда популярность стал набирать класс устройств, который называется смартбуками).

Как создать поля класса

Созданный нами ранее класс не содержит ничего, ни полей, ни свойств, ни других описанных выше элементов. Следовательно, от него никакой пользы. Поэтому давайте начнем с создания полей класса. Это переменные, которые используются для хранения данных.

Поля бывают двух типов: открытые и закрытые. Основная характеристика последних заключается в том, что они являются недоступными для других процедур, которые не находятся внутри этого модуля. Доступ к открытым может иметь любой модуль и в этом аспекте они не отличаются принципиально от свойств.

Но отличаются другим – невозможно указать значение, которое будет отображаться в поле по умолчанию, а также невозможно запретить средствами VBA его редактирование. Информация в поле хранится до того момента, как она не будет перезаписана или же пока существует соответствующая переменная. 

Чтобы создать поле, необходимо выполнить такой код.

Dim sBody As String 

Также можно воспользоваться таким вариантом кода, который выдает тот же результат.

Private sBody As String 

Оба описанных случая позволяют создать поле закрытого типа. Чтобы создать открытое поле, необходимо написать такую строчку.

Public Head As String   

После этих манипуляций становится возможным использование свойства Head у объекта. С ним можно выполнять разные операции, включая запись:

cl.Head = “FHead”   

и чтение

Debug.Print cl.Head  

Тип данных для поля строго определен. Поэтому нельзя изменить его на числовой или формат числа с плавающей точкой. 

Процесс определения свойств класса

Под свойством подразумевается также элемент, через который можно записывать и читать информацию объекта, но отличие заключается в том, что это функции, а не переменные. 

Для чтения данных используется функция Property Get, а для записи – Property Let. Конечно, языком предусмотрена еще и третья конструкция –– Property Set, но на практике она используется редко из-за того, что ссылку на другой объект (а именно для этого и нужна указанная функция) можно записать и с помощью процедуры Property Let.

Давайте детальнее опишем синтаксис всех описанных функций. Итак, вот скриншот, описывающий синтаксис функции Property Get.

Основы работы с модулями классов
1

А вот таблица, в которой детально описываются элементы свойств класса.

Основы работы с модулями классов
2

При чтении свойства класса нужно учитывать такие нюансы:

  1. С помощью элемента Exit Property осуществляется выход из метода. Допустимо использование сразу нескольких подобных элементов в рамках одного метода. Это может быть полезным, например, если используются циклы и условные операторы. 
  2. Несмотря на то, что сама функция Property Get может содержать неограниченное количество процедур внутри, она сама не может быть составной частью других функций.

Теперь давайте более подробно рассмотрим синтаксис функции Property Let. Он виден на этом скриншоте.

Основы работы с модулями классов
3

Этой функции касаются все замечания, рассмотренные выше.

Ну и наконец, как выглядит синтаксис функции Property Set. Несмотря на то, что она считается бесполезной, знать, как с ней работать нужно хотя бы потому, что другой человек может использовать именно ее. И нужно уметь читать чужой код. Сам синтаксис приводится на этом скриншоте.

Основы работы с модулями классов
4

Пример создания свойства в модуле класса

А теперь давайте детальнее рассмотрим некоторые практические примеры. Будем приводить фрагменты кода с краткими пояснениями.

Основы работы с модулями классов
5

В данном случае мы можем использовать свойство Height как для чтения, так и для того, чтобы редактировать информацию, которая там указана. Простыми словами, мы имеем фактически открытое поле, потому что имеет все его характеристики. Просто образуется оно немного другим методом – через функцию, а не переменную с процедурой. 

Теперь давайте взглянем немного на другой фрагмент кода.

Основы работы с модулями классов
6

В этом случае мы не можем вносить никаких изменений в свойство, поскольку был открыт доступ только для чтения. По умолчанию берется идея, что значение переменной sHeight уже указано в другой процедуре, которая есть в данном модуле.

Основы работы с модулями классов
7

В этом примере свойство не может быть отредактировано, и в нем содержится постоянное значение (константа). Ее можно открыть только из модуля, который находится в данном объекте. Если мы попробуем использовать конструкцию Public Const sHeight As Single = 2, то у нас ничего не получится.

Существует еще множество примеров, но они уже более глубокого уровня и не подходят для новичков. Поэтому давайте сейчас рассмотрим особенности создания методов и событий класса. 

Методы класса

В рамках класса можно создавать как процедуры, так и функции. Все они суммарно называются методами, но лишь при одном условии. Чтобы функция считалась методом, она должна быть открыта для других классов. Если же не требуется таких прав для подпрограмм, то нужно обязательно их делать приватными. Это обязательное правило, которое соответствует принципу инкапсуляции. 

В целом, процедура создания методов ничем не отличается от того, как создаются процедуры и функции. В них могут содержаться любые аргументы как те, которые нужно обязательно указывать, так и те, в которых смысла нет. При этом отличается вызов. Внимательнее посмотрите на следующий пример.

Основы работы с модулями классов
8

События класса

Внутри каждого класса содержится уже несколько событий:

  1. Class_Initialize. Событие, которое осуществляется в момент создания класса. Здесь можно легко настроить значения переменных и свойств, которые будут использоваться всегда, если не указано обратное. 
  2. Class_Terminate. Это событие происходит, когда объект удаляется. Это происходит в двух случаях. Первый – деинициализация объекта. Второй – прекращение работы той процедуры, в рамках которой был объявлен класс.

Как правило, не возникает никаких проблем с тем, чтобы добавлять новые события. При этом есть одно требование. Важно убедиться в том, что объект, к которому привязывается событие, объявлялся только в рамках одного модуля на этом же уровне. 

Само же событие указывается в рамках самого модуля. 

Синтаксис конструкции, с помощью которой происходит объявление события, следующий.

Основы работы с модулями классов
9

Выводы

Конечно, это нелегкая тема для понимания. Но это всего лишь два принципа объектно-ориентированного программирования. В случае же с другими языками все еще сложнее. VBA вообще-то считается очень легким языком. Поэтому если приложить должное упорство, все должно получиться. Успехов. 

Добавить комментарий

девятнадцать − четырнадцать =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

ehhu.ru w0o.ru 4-man.ru Adblock
detector